2024 год

В 2024 году в Детской  библиотеке по работе с детьми велась работа по следующим программам и проектам:

Проект «На крыльях книги – в мир творчества»

      В 2024 году Ижморская детская библиотека  в рамках  проекта «На крыльях книги – в мир творчества» провела литературно-творческие занятия с обучающимися МБОУ «Ижморская СОШ №1» ,МБОУ «Ижморская ООШ №2».

Проведена   большая творческая совместная работа библиотекарей, педагогов  и детей, в которой ставилась  задача не только организация отдыха детей, но и стимулирование  их чтение.

Новизна и отличительная особенность  данного  проекта  существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с популяризацией  литературного творчества Ижморского  поэта, члена Союза писателей  России З.С.Козловой.  З.С. Козлова  автор поэтических сборников «Перезвон души моей», « ...И побежала радость по дорожке», «Кудесница Бабушка Яга», «Право на любовь».  Актуально развитие  творческих  способностей,  художественного  и  эстетического  вкуса юных читателей  посредством  знакомства  и  чувственного  восприятия  литературных  произведений детского поэта.

Цель: Создание в рамках 100- летия со дня образования Ижморского района  серии книжек-панорамок  по   творчеству  Ижморского  поэта, члена Союза писателей  России З.С.Козловой. Создать  узнаваемые  интересные  образы  литературных героев стихотворений автора, выполнять  иллюстрации  в  художественном  стиле, создавать гармоничные композиции в разной технике творчества, отражающие литературный замысел.

Задачи:

1.      Познакомить детей с творчеством З.С.Козловой,  которое  питает нравственность, гражданственность, патриотизм, любовь  к малой  родине

2.      Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведение.

3.      Выполнять творческие  работы по сюжетам прочитанных  книг.

Целевая аудитория: младший  школьный возраст (7-10 лет)

Условия и материалы для реализации

Занятия с детьми проводились  по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, литературный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, демонстрируются  слайд-презентации, видеосюжеты, проводятся индивидуальные  беседы.

2. Рассказ, который сопровождается демонстрацией  образцов: аппликации, рисунки, композиции, поделки из бумаги  их анализ.

3. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, связь с героями стихотворений автора, отметить особенности работы с данным материалом.

4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. (Релаксация)

5. Самостоятельное изготовление поделки, рисование акварелью.

6. Анализ готовых творческих работ своих и товарищей.

7. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Срок реализации программы: 2024-2026 гг.

      Темы проведенных литературно - творческих  занятий по книге  З.С.Козловой «И побежала радость по дорожке»:  «Фантазии из соленого теста», «Цветочная фантазия из фоамирана», «Если веришь в чудеса» (поделки из синельной проволоки), «Я не волшебник, я только учусь» (акварельная живопись), патриотическая акция «Письмо солдату!», «Пылающий адрес войны» (акварельная живопись)

      Полученный результат: В рамках 100- летия  Ижморского  муниципального округа  созданы книжки-панорамки «Про цветы, цветочки – дочкам и сыночкам»;  «Маленькие сказочки для ребят дошколят» для  младшего школьного возраста по  книги  З.С.Козловой «…И побежала радость по дорожке».

 Ожидаемый результат: К 80- летию Победы в Великой Отечественной войне создание книги «Пылающий адрес войны» по стихотворениям  Ижморской поэтессы З.С.Козловой .

   Значимость

   Проект «На крыльях Книги - в мир творчества» способствует увлечение литературой, расширению кругозора у детей, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умение и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать прочтённое, делать выводы. Создание книжек-панорамок привлечет   внимание большого круга читателей Ижморского муниципального округа к этим, несомненно, ценным  по своему воздействию  книгам  для детей младшего школьного возраста.

ПРОГРАММЫ

Программа летнего чтения «БиблиоЛЕТО»

Срок реализации программы: июнь – август 2024г.

Краткое содержание программы: Проведение досуговых мероприятий в библиотеке и вне стен библиотеки.

Цели: 

   - формирование активной читательской деятельности и организации досуга детей и подростков в летнее время;

   - закрепление роли книги в саморазвитии юного читателя;

   - знакомство читателей с лучшими произведениями художественной литературы;

   -  привлечение внимания детей к истории родного округа.

        Задачи:

   - привлечь читателей к активному участию в летней программе;

   - способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения детей и подростков с помощью книг;

   - развитие читательского вкуса, привычки к чтению;

   -организовать сотрудничество с заинтересованными организациями по реализации Программы.      

Ожидаемые результаты:

   - приобщение детей к книге и библиотеке;

   - развитие творческих способностей детей;

   - развитие интеллектуальных способностей;

   - целенаправленная организация чтения и культурного досуга детей в летний период;

   - создание позитивного образа библиотеки в глазах пользователей.

Формы и методы реализации программы разнообразны:  знакомство с лучшими произведениями художественной литературы и периодическими изданиями, чтение, конкурсы, познавательно-игровые программы, мастер-классы, спортивные эстафеты, путешествия. В рамках данной программы работал Летний читальный зал, Библиопесочница.

 В летнее время библиотека не только тесно работала со школьными лагерями дневного пребывания, но и с «неорганизованными» детьми (дети, оставшиеся на каникулах дома, а также ребята, гостившие у своих родствениковиз других населённых пунктов страны).

Для сельских детей в рамках программы был организован показ теневого театра, игровые программы,  выездной читальный зал.

 В адрес  библиотеки звучали слова благодарности (устные) за организацию досуга подрастающего поколения. С уверенностью можно сказать, что лето в библиотеке не «мертвый» сезон в работе с читателями, а время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.

В рамках программы проведено 68 мероприятий, которые посетило более 1600 детей.

 «Книжки-малышки»: программа раннего читательского развития, предусматривающая сотрудничество  библиотеки, воспитателей детского садика «Солнышко» и ребенка-дошкольника.

Цель программы: открыть детям дошкольного возраста чудодейственную силу чтения, сделать процесс чтения для самого маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

В рамках программы дети изучали книги о домашних животных и создавали красочные рисунки с помощью различных материалов. Например, рисуя ватными палочками, создавали свое любимое животное.

Продолжает работу  программа «Литературный калейдоскоп». План программы составляется ежегодно исходя из календаря знаменательных дат и по согласованию с учителями образовательных учреждений. Цель данной программы: дать дополнительные знания, расширить кругозор наших читателей в познании русской, советской и зарубежной литературы; воспитывать интерес к чтению в непринужденной форме посредством игр, конкурсов, викторин, диалогов. В рамках программы в течение года прошли такие мероприятия, как  литературный портрет: «Он – наш поэт, он -  наша слава» по жизни и творчеству А.С.Пушкина; литературный калейдоскоп  «Он не мыслит себя без России»,  посвященный И.С.Тургеневу; литературный портрет «Несравненный художник жизни», посвященный жизни и творчеству Л.Н.Толстого; литературная гостиная: «И смеху отдал он себя всего…»; литературная гостиная «Сатиры смелый властелин»; литературное знакомство: «Баснописец на все времена»,  посвященное 255 - летнему юбилею И. А. Крылова.

Клуб «Зернышки» при воскресной школе продолжил свою работу. Прошли такие мероприятия, как урок нравственности "Сретение Господне";  «И лик святой нам душу греет»; конкурсно-познавательная программа «К истоку славянской письменности»; урок нравственности «Благодатный  Покров»; урок нравственности «Икона Казанской Божией Матери»

«Библиопесочница»

Срок реализации: июнь-август  (ежегодно с 2021 года)

Содержание проекта: Чтение книг ребенку возможно в любом месте - на прогулке в том числе. В рамках проекта организуется передвижной «островок чтения», который размещается на придворовых  территориях, где можно совместить полезное с приятным – подышать свежим воздухом, почитать малышу и поиграть с ним в сказку, а так же проявить свою фантазию в совместной творческой деятельности (рисование на асфальте)

 Цель проекта: Создание оптимальных условий для продвижения традиций семейного чтения, привлечение молодых семей в библиотеку.

Задачи проекта: создание литературно-игровой среды на открытом воздухе для дошкольников и младших школьников и их родителей; организация интересного, содержательного досуга детей

Формы и методы реализации проекта: игры, конкурсы, викторины; настольные игры, громкие чтения.

Полученные результаты:  Организация интеллектуального и творческого досуга на открытых площадках, увеличение количества посещаемости библиотеки за счет привлечения молодых семей.

Интеллектуальное Эрудит-кафе «BOOK- досуг».

В меню – разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.

Эрудит-кафе работает каждый четверг с 15.00-16.00

Занятия проходят бесплатно.

2023 год

Проект - «Литературно-досуговая  площадка   «БиблиоЛето: Перезагрузка»  (2023 год)

Библиотечный проект «Литературно-досуговая площадка «БиблиоЛЕТО: ПЕРЕЗАГРУЗКА» включает в себя привлечение детей в библиотеку, как организованных,  так и неорганизованных, в том числе и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организацию их летнего досуга через игру и книгу, тесное общение  читателя с библиотекарем, распространение среди участников программы краеведческих знаний, воспитание чувства любви к Родине.  Привлечение участников проекта в качестве волонтеров.

Цели: Организация досуга детей и подростков в летние каникулы посредством популяризации лучшей детской литературы и создания условий для реализации творческих способностей юных читателей.

Задачи:

-создание в библиотеке комфортной среды для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала читателей;

-  привлечение в библиотеку потенциальных читателей: не читающих детей и подростков;

- Организация досуга  детей, посещающих пришкольные лагеря дневного пребывания;

- привлечение  к участию в проекте детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Приглашая погрузиться в чтение, для перезагрузки новыми знаниями, впечатлениями, открытиями  как в океан, с возможностью путешествовать по библиотечным островам в поиске читательских открытий, библиотека на лето условно поделена на острова:

 1. Остров «Настольных игр»,  уголок с настольными играми на младшем абонементе.

2. Остров «Головоломок», уголок кроссвордов, ребусов, занимательных и познавательных журналов, интерактивных книг на старшем абонементе.

 3. Остров «Медийных развлечений», видеопросмотры,  мульткараоке,  прослушивания аудиокниг, компьютерные игры  в Читальном зале.

Для детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, предусмотрены занятия по Лего конструированию.

  • Программы

«Книжки-малышки»: программа раннего читательского развития, предусматривающая сотрудничество  библиотеки, воспитателей детского садика «Солнышко» и ребенка-дошкольника.

Цель программы: открыть детям дошкольного возраста чудодейственную силу чтения, сделать процесс чтения для самого маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

В рамках программы дети изучали книги о домашних животных.

Программа «Литературный калейдоскоп»

План программы составляется ежегодно исходя из календаря знаменательных дат и по согласованию с учителями образовательных учреждений. Цель данной программы: дать дополнительные знания, расширить кругозор наших читателей в познании русской, советской и зарубежной литературы; воспитывать интерес к чтению в непринужденной форме посредством игр, конкурсов, викторин, диалогов. В рамках программы в течение года прошли такие мероприятия, как литературная гостиная "В ожидании чуда", литературная игра «Обратиммя к классикам», Литературная гостиная «Прекрасный мир прекрасного человека», вечер-элегия «Любя свой края, я воспеваю его красоту» и др.

Мероприятия смотри в афише.

Клуб "Зернышки"

 Основная цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.  Дети знакомятся с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры – через художественные и музыкальные произведения, сказки, игры, песни, иконографию, продуктивную деятельность. Уроки нравственности позволят   углубить знания детей о  духовных ценностях и формировать поведение на основе этих ценностей. Если проанализировать  структуру уроков,  в них рубрики: «Вы узнаете?», «Это интересно!», «Вопросы и задания?», способствовали  продуктивно использовать  книги в работе с  юными читателями. Для лучшего восприятия материала  используются  активные формы библиотечной работы: слайд – презентация, мастер-класс, народные игры и конкурсы, экскурсии иконы живописи, демонстрация  отрывков детских  православных мультфильмов, выставки –экспозиции.  Почетные гости мероприятий -  Настоятель Прихода храма Архистратига  Михаила иерей Владимир, Матушка Наталья, которые неоднократно напоминают  присутствующим о доброте человеческой души. Атмосфера доброжелательности, дружеской поддержки и хорошего настроения - главными составляющими  уроков нравственности.

Занятия в клубе проходят раз в месяц по согласованию с руководителем воскресной школы. Мероприятия клуба смотри в афише.

 «Литературная песочница»

Срок реализации: июнь-август  (ежегодно с 2021 года)

Содержание проекта: Чтение книг ребенку возможно в любом месте - на прогулке в том числе. В рамках проекта организуется передвижной «островок чтения», который размещается на придворовых  территориях, где можно совместить полезное с приятным – подышать свежим воздухом, почитать малышу и поиграть с ним в сказку, а так же проявить свою фантазию в совместной творческой деятельности (рисование на асфальте)

 Цель проекта: Создание оптимальных условий для продвижения традиций семейного чтения, привлечение молодых семей в библиотеку.

Задачи проекта: создание литературно-игровой среды на открытом воздухе для дошкольников и младших школьников и их родителей; организация интересного, содержательного досуга детей

Формы и методы реализации проекта: игры, конкурсы, викторины; настольные игры, громкие чтения.

Полученные результаты:  Организация интеллектуального и творческого досуга на открытых площадках, увеличение количества посещаемости библиотеки за счет привлечения молодых семей.

Интеллектуальное Эрудит-кафе «BOOK- досуг».

В меню – разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.

Эрудит-кафе работает каждый четверг с 15.00-16.00

Занятия проходят бесплатно.